Итоги совещания в Совете Федерации, посвященного вопросам совершенствования деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ
Главная Архив новостей Итоги совещания в Совете Федерации, посвященного вопросам совершенствования деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ
Итоги совещания в Совете Федерации, посвященного вопросам совершенствования деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ


21 января 2019 года в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации прошло совещание с участием представителей органов государственной власти на тему: "О совершенствовании регулирования деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирными домами".

По словам председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олега Мельниченко, вопрос, вынесенный на обсуждение, касается каждого человека, проживающего в многоквартирном доме, количество которых в России составляет более 1 млн единиц. Наряду с этим этот вопрос касается и управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, число которых составляет более 65 тысяч.

«Правильно выстроенная система взаимодействия между жителями и организациями, обеспечивающими управление многоквартирными домами и условия безопасного проживания в них, очень важна для граждан», — подчеркнул председатель Комитета СФ.


Итоги совещания в Совете Федерации, посвященного вопросам совершенствования деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ



Он сообщил, что в целях изучения ситуации, которая формируется сегодня на рынке управления многоквартирными домами, Комитет СФ провел опрос и по результатам информации, поступившей от органов государственного жилищного надзора 46 регионов, отметил ряд проблем, которые возникают в этой области. Актуальным является вопрос целевого использования денежных средств граждан, поступающих в качестве платы за содержание жилого помещения. При этом регионы отмечают, что вопрос контроля за целевым использованием таких средств не отнесен к компетенции государственной жилищной инспекции (ГЖИ) и, в случае поступления соответствующих обращений граждан, они перенаправляются в органы внутренних дел. Ряд регионов высказали предложение о необходимости установления компетенции ГЖИ по контролю и надзору за финансово-хозяйственной деятельностью управляющих организаций, но с обязательным увеличением штатной численности органов контроля.

«Некоторые механизмы контроля в этой области сегодня установлены: размещение информации в ГИС ЖКХ, акты выполненных работ подписывает председатель совета дома, управляющая компания отчитывается перед общим собранием. Но на практике они слабо реализуются и это показывают поступающие к нам обращения», — пояснил Олег Мельниченко.

Он отметил, что регионы предлагают ввести ряд новаций, такие как открытие специального банковского счета на дом, разработка унифицированной формы отчета управляющей организации и введение требования по проведению такого отчета собственникам и ГЖИ, разработка методики финансового аудита деятельности управляющей организации и другие.

Также председатель Комитета СФ указал на еще один важный вопрос, связанный с предыдущей темой, — введение эталонного набора услуг и работ, необходимого для содержания общего имущества, который также вызвал интерес субъектов Российской Федерации. В частности, субъекты РФ отмечают, что нормы, которые сегодня можно отнести к стандартам сервиса, рассредоточены по отдельным актам жилищного законодательства.

Владимирская область предложила вместо большого количества действующих актов создать единый унифицированный нормативный правовой акт, позволяющий систематизировать положения постановлений Правительства Российской Федерации. При этом уточнил, что действующие пока Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные в 2003 году, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса, уже во многом не соответствуют изменившимся экономическим условиям в жилищно-коммунальном комплексе.

Затронув тему нормативного регулирования, глава Комитета СФ обратил внимание присутствующих и Минстроя России на предложение, высказанное Удмуртской Республикой, о разработке федерального закона «О государственном жилищном надзоре и лицензионном контроле».

Сенатор также привлек внимание участников совещания к вопросу управления домами унитарными предприятиями. Он напомнил, что в Государственной Думе прошел первое чтение внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона, согласно которому вводится запрет на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий и в указанной сфере. При этом он отметил, что Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко дала поручение о рассмотрении данного предложения и выявлении тех негативных последствий, которые возникнут в случае принятия закона.

По словам Олега Мельниченко, субъекты Федерации представили интересную информацию о деятельности МУПов в регионах, которая еще раз подчеркивает, что нет единых правил для всех регионов, и особенности социально-экономического развития, жизненного уклада необходимо учитывать. Например, Адыгея, Воронежская, Белгородская, Тюменская области и Алтайский край полагают, что такая форма организации юридического лица для управления жилищным фондом нецелесообразна. Наряду с этим, другие регионы (Камчатский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Дагестан, а также Новосибирская, Орловская, Самарская, Владимирская, Курская области) считают, что такая форма организаций позволяет найти приемлемое решение для передачи во временное управление аварийных, ветхих домов, домов, в которых проживает население с низким уровнем платежеспособности. Московская область, например, даже проводит рейтинг «звездности» управляющих компаний, по результатам которого в IV квартале 2018 г. трем МУПам было присвоено «4 звезды».

«На наш взгляд, предложение о прекращении деятельности таких предприятий преждевременно и требует более тщательной проработки и изучения. Только на основании результатов данной работы может быть выработано единственно правильное решение, поскольку риски ликвидации этих предприятий для очень многих регионов велики», — подчеркнул Олег Мельниченко.

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Максим Егоров представил позицию ведомства по теме совещания. В частности, он отметил, что Минстрой России считает преждевременным запрет МУПов и ГУПов. «Мы считаем, что полный запрет МУПов, ГУПов по многим направлениям деятельности, наверное, не нужен и преждевременен», — сказал Максим Егоров.

Он также сообщил, что планируется внести дополнительно в КоАП РФ изменения в части грубых нарушений лицензионных требований. Размер штрафа будет составлять от 300 до 350 тысяч рублей.

По словам заместителя Министра РФ, управляющая организация будет лишаться объектов под ее управлением, если в течение года компания трижды привлекались к ответственности за воспрепятствование деятельности органов жилищного надзора или если компания была признана банкротом. В последнее время в регионах России стали появляться компании-клоны, которые стали производить «рейдерский захват» управления домами. «Здесь предстоит соответствующая работа с депутатами, управляющими компаниями и регионами, чтобы не было таких захватов».

В мероприятии приняли участие первые заместители председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко и Аркадий Чернецкий, члены Совета Федерации, представители Минстроя России, Генеральной прокуратуры РФ, ФАС России, руководители государственных жилищных инспекций субъектов РФ, ведущих экспертов в области ЖКХ в том числе директор АНП "Национальный Жилищный Конгресс" Татьяна Вепрецкая.

В своем докладе Татьяна Вепрецкая обратила внимание участников совещания на существование правовых и административных барьеров развития отрасли управления многоквартирными домами при регулировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Директор Партнерства отметила, что в отрасли существует очень высокий экономический риск, связанный в первую очередь, с непрогнозируемым расторжением
договора управления. Сейчас он расторгается в любое время в одностороннем  порядке, в том числе не из-за нарушений существенных условий. Введение регулирования и нерыночных инструментов по смене управляющей компании привели к полной разбалансировке интересов всех сторон.

Также Татьяна Вепрецкая напомнила, что недавно была введена норма, по которой при банкротстве из лицензии исключаются все дома, что противоречит принятому решению собственников, которые в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ реализовали способ управления многоквартирным домом и выбрали определенную управляющую компанию. Если посмотреть на экономическую модель УК, то фактически любую можно признать банкротом через 180 дней. Уже сегодня в рамках дел о банкротстве УК арбитражные суды принимают обеспечительные меры, которые запрещают региональным жилищным инспекциям исключать из реестра лицензий жилые дома, "закрепленные" за УК-банкротами. Подобных примеров в скором времени будет еще больше, так как лицензирование не должно препятствовать хозяйственной деятельности юридических лиц и волеизъявлению собственников.


 
 

Аккредитованные организации приглашают к сотрудничеству