Главная ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Судебная практика Постановление 17 ААС от 23.04.2019 по делу № А60-71718-2018 (аннулирование лицензии)
Постановление 17 ААС от 23.04.2019 по делу № А60-71718-2018 (аннулирование лицензии)


Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обратился в суд с иском об аннулировании лицензии управляющей организации.

Суд первой инстанции принял во внимание, что управляющей организацией проводилась работа, направленная на получение возможности заключения договоров управления многоквартирными домами, подготавливалась необходимая документация, а также общество принимало участие в конкурсах по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из отсутствия оснований для аннулирования лицензии. суд первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции оставляя жалобу Департамента без удовлетворения, сослался на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 15211/08, из которой следует, что, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, то данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Формальное наличие оснований аннулирования лицензии не является достаточным для удовлетворения заявленного требования.

Таким образом, основания аннулирования лицензии не являются безусловными, а сама эта мера должна соответствовать требованиям справедливости и соразмерности, применяться в крайних и исключительных случаях, необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей и иных лиц."


 
 

Аккредитованные организации приглашают к сотрудничеству